Тема: Виды ягодных кустов. Особые свойства плодов ягодных кустов.
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний об особых свойствах плодов ягодных кустов, формировать у учеников представления, о подготовке и высаживание саженцев.
2. Развивать: память, зрительные восприятия.
3. Воспитывать умение работать в парах, умение работать в команде:
Материалы и оборудования: технологическая карта, план последовательности работы, саженцы.
Тип урока: комбинированный
Словарная работа: особенности.
Компетентности: формировать социально-трудовую компетентность.
Ход занятия:
-
Подготовительная часть:
-
Оргмомент
-
Психологическое настроение «Отгадай»
II. Основная часть:
1) Повторение изученного материала:
1) Виды плодовых деревьев.
2) Подготовка к закладке сада.
2) Изучение нового материала:
1) Виды ягодных кустов.
Работа в тетради.
- Ребята давайте запишем число, месяц.
- Какая у нас тема урока.
Запишем новые слова: ягодные кустарники.
Давайте составим с этими словами предложения.
Молодцы.
В плодоводстве ботанический род, который объединяет группу близких между собой видов, называют обычно плодовой или ягодной породой, или культурой.
За биологическими особенностями, а также типом плодов плодово-ягодные культуры разделяют на такие группы:
1) семечковые (яблоня, груша, айва, воробьиная);
2) косточковые (вишня, черешня, слива, абрикос, персик, алыча);
3) орехоплодные ( грецкий орех, орешник, фундук);
4) ягодные (земляника садовая, малина, смородина, крыжовник и др.);
5) виноградные (виноград);
6) цитрус (лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин).
За типом надземной части среди плодовых выделяют:
1) деревья – имеющие один ствол, на котором размещается крона (яблоня, груша, слива, вишня, черешня и др.);
2) кусты - растения имеют несколько стволов ( смородина, дерн, калина, крыжовник);
3) полукусты - корневая система многолетняя, а надземная часть двухлетняя и образовывает куст (малина);
4) травянистые - растения имеют многолетнюю корневую систему с травянистой надземной частью (земляника, клубники);
5) лианы - растения, которые имеют вьющийся длинный стебель ( виноград, лимонник, актинидия).
Все плодовые и ягодные культуры - многолетние, но с разным периодом жизни - яблоня, груша 40-100 лет, вишня 20-30, земляника 4-8 лет.
2) Особые свойства плодов ягодных кустов.
Земляника - одна из наиболее распространенных в Украине ягодных культур. Земляника принадлежат к семьи Rosaceae, выведенные искусственно от двух американских видов. Это многолетнее травянистое низкорослое растение, которое образовывает короткие и разветвленные корневища и мочковатые корни. Наивысшие урожаи дает на протяжении трех первых лет.
Сроки посадки саженцев плодовых деревьев
3) В западных областях Донбасса высаживать плодовые деревья яблони и груши можно как осенью (лучший срок первая декада октября), так и весной к началу распускания почек. Оптимальные сроки весеннего посадки плодовых деревьев — первая половина апреля. Косточковые культуры — высшую, черешню, абрикос, сливу, крупноплодную алычу, персик и греческий орех — лучше высаживать ранней весной к началу набухания почек.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать
Игра: «не перепутай колонки»
Рассказ о ягодных культурах учителем.
Ягодные кустарники – это многолетние растения, имеющие несколько ветвей, отходящих от земли, и дающие сочные плоды. Плоды ягодных кустарников очень вкусные и полезные. Их употребляют в свежем, сушеном, замороженном виде. Из них приготавливают соки, варенье , желе, компоты и другие продукты.
Ягоды, фрукты, – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей.
Малина
В диком виде растет везде, . Используемые органы: листья, ягоды. Содержит много витамина С. Листья малины применяют в виде водного настоя как вяжущее средство, но они оказывают так же и противовоспалительное действие. Ягоды малины сушат, из них варят прекрасное варенье, наконец, просто кушают Полезна в виде горячих настоев при простудных заболеваниях. Сироп ягод используют в кулинарии
Малина и сама колюча, да еще и растет рядом с крапивой: "Нет малины без крапивы". "Пошел по малину, нашел крапиву" , - говорили о том, кто занялся делом, сулящим прибыль, а получил убытки, или о парне, ухаживания которого высмеяла и отвергла девушка.
Черная смородина знаменита обилием витаминов С и Р. Полезна и свежая, и заготовленная впрок черная смородина, особенно зимой, когда организм испытывает недостаток витамина С. Чай из листьев этой ягоды получается очень вкусным и ароматным, и пить его можно круглый год для профилактики простудных заболеваний.
Красная смородина по вкусу более кислая, по консистенции – более нежная ягода, чем черная. Витамина С в ней меньше, а вот каротина и органических кислот больше. Ягоды и сок из них хорошо утоляют жажду, улучшают аппетит. Красная смородина активизирует перистальтику кишечника и борется с запорами.
Крыжовник называют иногда «северным виноградом». Богат витаминами Е, С, В1, Р, провитамином А (каротином), солями железа и фосфора. Полезен людям, страдающим нарушением обмена веществ. Пектины, содержащиеся в нем, способствуют выведению радионуклидов из организма. Незаменим при хронических запорах и кровотечениях
Скороговорка.
Повтори скороговорку. Четко проговаривая звуки
Марину и Милу
Малина манила,
Манила малина меня.
Марину и милу
Малина манила,
Марине и Миле
Малина мила.
Минутка отдыха.
Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку. Подставьте лицо. Вам тепло и приятно. Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите как вам холодно.
Чтение по учебнику на стр.
Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки в течение 15- 20сек. Наше правило для успешного чтения. Моргать на каждой точке и закрывать глаза в конце абзаца.
Разгадывание кроссворда.
V. Итог урока.
Какую тему мы начали с вами изучать?
Назвать ягодные кустарники?
Оценки за урок. Похвалить всех.
Урок окончен, можете идти.
Практическая работа.
Подготовка парников к зимнему периоду. Сортировка семян цветов.
Инд.работа с нуждающимися.
1) инструктаж о порядке выполнения работы.
2) инструктаж по ТБ.
3) самостоятельная работа учеников.
4) текущий инструктаж.
III. Заключительная часть.
1) Итог урока: анализ работ учеников, выставление оценок.
2) Уборка рабочих мест и мастерских.
Тема: Виды ягодных кустов. Особые свойства плодов ягодных кустов.
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний об особых свойствах плодов ягодных кустов, формировать у учеников представления, о подготовке и высаживание саженцев.
2. Развивать: память, зрительные восприятия.
3. Воспитывать умение работать в парах, умение работать в команде:
Материалы и оборудования: технологическая карта, план последовательности работы, саженцы.
Тип урока: комбинированный
Словарная работа: особенности.
Компетентности: формировать социально-трудовую компетентность.
Ход занятия:
-
Подготовительная часть:
-
Оргмомент
-
Психологическое настроение «Отгадай»
II. Основная часть:
1) Повторение изученного материала:
1) Виды плодовых деревьев.
2) Подготовка к закладке сада.
2) Изучение нового материала:
1) Виды ягодных кустов.
Работа в тетради.
- Ребята давайте запишем число, месяц.
- Какая у нас тема урока.
Запишем новые слова: ягодные кустарники.
Давайте составим с этими словами предложения.
Молодцы.
В плодоводстве ботанический род, который объединяет группу близких между собой видов, называют обычно плодовой или ягодной породой, или культурой.
За биологическими особенностями, а также типом плодов плодово-ягодные культуры разделяют на такие группы:
1) семечковые (яблоня, груша, айва, воробьиная);
2) косточковые (вишня, черешня, слива, абрикос, персик, алыча);
3) орехоплодные ( грецкий орех, орешник, фундук);
4) ягодные (земляника садовая, малина, смородина, крыжовник и др.);
5) виноградные (виноград);
6) цитрус (лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин).
За типом надземной части среди плодовых выделяют:
1) деревья – имеющие один ствол, на котором размещается крона (яблоня, груша, слива, вишня, черешня и др.);
2) кусты - растения имеют несколько стволов ( смородина, дерн, калина, крыжовник);
3) полукусты - корневая система многолетняя, а надземная часть двухлетняя и образовывает куст (малина);
4) травянистые - растения имеют многолетнюю корневую систему с травянистой надземной частью (земляника, клубники);
5) лианы - растения, которые имеют вьющийся длинный стебель ( виноград, лимонник, актинидия).
Все плодовые и ягодные культуры - многолетние, но с разным периодом жизни - яблоня, груша 40-100 лет, вишня 20-30, земляника 4-8 лет.
2) Особые свойства плодов ягодных кустов.
Земляника - одна из наиболее распространенных в Украине ягодных культур. Земляника принадлежат к семьи Rosaceae, выведенные искусственно от двух американских видов. Это многолетнее травянистое низкорослое растение, которое образовывает короткие и разветвленные корневища и мочковатые корни. Наивысшие урожаи дает на протяжении трех первых лет.
Сроки посадки саженцев плодовых деревьев
3) В западных областях Донбасса высаживать плодовые деревья яблони и груши можно как осенью (лучший срок первая декада октября), так и весной к началу распускания почек. Оптимальные сроки весеннего посадки плодовых деревьев — первая половина апреля. Косточковые культуры — высшую, черешню, абрикос, сливу, крупноплодную алычу, персик и греческий орех — лучше высаживать ранней весной к началу набухания почек.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать
Игра: «не перепутай колонки»
Рассказ о ягодных культурах учителем.
Ягодные кустарники – это многолетние растения, имеющие несколько ветвей, отходящих от земли, и дающие сочные плоды. Плоды ягодных кустарников очень вкусные и полезные. Их употребляют в свежем, сушеном, замороженном виде. Из них приготавливают соки, варенье , желе, компоты и другие продукты.
Ягоды, фрукты, – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей.
Малина
В диком виде растет везде, . Используемые органы: листья, ягоды. Содержит много витамина С. Листья малины применяют в виде водного настоя как вяжущее средство, но они оказывают так же и противовоспалительное действие. Ягоды малины сушат, из них варят прекрасное варенье, наконец, просто кушают Полезна в виде горячих настоев при простудных заболеваниях. Сироп ягод используют в кулинарии
Малина и сама колюча, да еще и растет рядом с крапивой: "Нет малины без крапивы". "Пошел по малину, нашел крапиву" , - говорили о том, кто занялся делом, сулящим прибыль, а получил убытки, или о парне, ухаживания которого высмеяла и отвергла девушка.
Черная смородина знаменита обилием витаминов С и Р. Полезна и свежая, и заготовленная впрок черная смородина, особенно зимой, когда организм испытывает недостаток витамина С. Чай из листьев этой ягоды получается очень вкусным и ароматным, и пить его можно круглый год для профилактики простудных заболеваний.
Красная смородина по вкусу более кислая, по консистенции – более нежная ягода, чем черная. Витамина С в ней меньше, а вот каротина и органических кислот больше. Ягоды и сок из них хорошо утоляют жажду, улучшают аппетит. Красная смородина активизирует перистальтику кишечника и борется с запорами.
Крыжовник называют иногда «северным виноградом». Богат витаминами Е, С, В1, Р, провитамином А (каротином), солями железа и фосфора. Полезен людям, страдающим нарушением обмена веществ. Пектины, содержащиеся в нем, способствуют выведению радионуклидов из организма. Незаменим при хронических запорах и кровотечениях
Скороговорка.
Повтори скороговорку. Четко проговаривая звуки
Марину и Милу
Малина манила,
Манила малина меня.
Марину и милу
Малина манила,
Марине и Миле
Малина мила.
Минутка отдыха.
Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку. Подставьте лицо. Вам тепло и приятно. Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите как вам холодно.
Чтение по учебнику на стр.
Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки в течение 15- 20сек. Наше правило для успешного чтения. Моргать на каждой точке и закрывать глаза в конце абзаца.
Разгадывание кроссворда.
V. Итог урока.
Какую тему мы начали с вами изучать?
Назвать ягодные кустарники?
Оценки за урок. Похвалить всех.
Урок окончен, можете идти.
Практическая работа.
Подготовка парников к зимнему периоду. Сортировка семян цветов.
Инд.работа с нуждающимися.
1) инструктаж о порядке выполнения работы.
2) инструктаж по ТБ.
3) самостоятельная работа учеников.
4) текущий инструктаж.
III. Заключительная часть.
1) Итог урока: анализ работ учеников, выставление оценок.
2) Уборка рабочих мест и мастерских.
|